Школьные оценки. Как найти золотую середину?

Smart Mama

Как снизить эмоциональную важность от очередной тройки и привить первокласснику навыки объективного оценивания — рассказывает наш эксперт, педагог начальных классов Ольга Гетьман.


Зачастую школьные оценки не воспринимаются родителями только как цифровой параметр, отражающий степень выполненного задания. Часто успеваемость приравнивают к успешности ребёнка, превращая подготовку заданий в погоню за заветной пятёркой.

Одни родители считают, что наличие оценки убивает мотивацию к учебе и учит врать. Другие опасаются, что без них дети совсем перестанут учиться. Многие из моих молодых коллег тоже придерживаются мнения, что пятибалльная шкала, которая существует уже более полувека, устарела. Лучшим, по их мнению, было бы приблизить систему оценивания к процентным показателям, как на ЕГЭ.

Интересно, что сегодня школы сами могут определять, как оценивать успеваемость. Это регулируется федеральным законом №273 «Об образовании». Разберёмся в понятиях

Оценка и отметка — в чём разница

Нередко в психологической и педагогической литературе понятия «оценка» и «отметка» отождествляются. Однако разграничение данных понятий крайне важно для глубокого понимания вопроса.

Школьные отметки отражают абсолютные и относительные успехи в баллах. Абсолютные в том смысле, что отметка свидетельствует об уровне знаний конкретного ученика. Относительность же подразумевает, что с помощью отметок можно сравнивать качество выполненных работ у разных школьников.

Проверяя контрольную, учитель пользуется установленной системой оценивания, при этом не берёт в расчет затраченные усилия ребёнка. Таким образом, проверка работ предполагает отстранённость от личности ученика и максимальную объективность.

Школьная оценка — это процесс оценивания, осуществляемый человеком. Если ребёнок приносит тройку в дневнике за работу на уроке, это говорит о его индивидуальных затратах в течение академического часа. Такое оценивание напрямую связано с личностными особенностями и почти всегда является субъективным.

Такая оценка складывается из большого количества аспектов, и далеко не всегда мы говорим непосредственно о знаниях. Харизма, хорошее настроение, удача — учитывается всё. 

Соглашусь с мнением многих родителей, что главной ценностью является не пятёрка и зазубривание материала, а работа, которая стоит за оценкой. Только по-настоящему осознанная, пропущенная через призму своего сознания работа может принести пользу, открыть перспективы, изменить жизнь к лучшему.

К сожалению, исторически сложилось, что оценка в нашей стране абсолютизирована. Оценка сегодня — связующее звено между школой, учениками и их родителями. Она становится предметом, вокруг которого разыгрываются настоящие страсти — радость или разочарование, гордость или неудовлетворенность родителей.

С первых дней в школе ребёнок попадает в жёсткую образовательную систему, в которой находится 11 лет жизни. Взрослые могут сколько угодно рассуждать и дискутировать, но ребёнок существует в этой системе уже сейчас. Что делать?

Объективное оценивание

В дошкольном возрасте самооценка, как правило, немного завышена. В этом нет ничего страшного, потому что ребёнок только начинает учиться оценивать себя. Важно помнить, что именно до 5 лет формируется положительная самооценка, которая позже ляжет в основу чувства уверенности. Если у ребёнка до 5 лет формируется заниженная самооценка, то впоследствии её будет сложно перевести в адекватную.

Таким образом, к первому классу самооценка ребёнка чаще является адекватно завышенной. На этом мне бы хотелось остановиться подробнее. Грамотные учителя уже во втором полугодии первого класса негласно начинают вводить систему оценивания, и это очень важно. Почему не стоит ждать начала второго класса?

Ко второму полугодию 1 класса у ребёнка происходит автоматизация письма. Из его жизни уходят прописи, где есть явный образец-эталон, на который нужно ровняться при письме. Начинает формироваться свой уникальный почерк. Ещё в начале XX века, Карл Густав Юнг утверждал: «Почерк — это отражение нашей сущности и особенностей жизненной адаптации на бумаге».

Обучаясь письму, ребёнок учится контролировать посадку тела, степень нажима и угол зрения, он приучается внимательно воспринимать любое написанное или прочитанное слово. Всё это ведёт к формированию самоконтроля и даже формированию пространственно-геометрического мышления, которое потребуется в старших классах.

Письменные текст гораздо легче оценить объективно, чем устный ответ. Именно по отношению к тексту нужно прививать ребёнку навык самооценки, но делать это постепенно и терпеливо. Не стоит делать из ошибок трагедию. В этом возрасте ребёнок не только получает новые знания, ему ещё приходится узнавать самого себя.

Приучайте ребёнка не зависеть от внешних критериев. Договоритесь (мы заключаем договор с моими учениками и их родителями единожды в середине 1 класса, и этого хватает на следующие 3,5 года), что чистая работа без исправлений и грязи — это отметка «5», 1-2 ошибки — это «4», 3 ошибки — «3», всё остальное — «2». Такие жёсткие на первый взгляд правила ученики младших классов воспринимают не как ущемление, а как алгоритм.

Следуя этому алгоритму выставление отметки, ребёнок учится:

  • навыкам самопроверки и самоконтролю;
  • ответственности за свою работу;
  • независимости от субъективной оценки учителя;
  • менее эмоциональному отношению к допущенным ошибкам.

Снимайте важность оценки

На мой взгляд, школьные оценки — одна из незыблемых опор образовательного процесса. Могут меняться количество классов, методики преподавания, формы экзаменов, но двойки и пятерки, кажется, будут всегда.

Система оценивания вызывает жаркие дискуссии не только в нашей стране, но и по всему миру. До сих пор непонятно, как оценивать творческие и физические успехи ребенка, потому что они напрямую зависят от его индивидуальных особенностей. Если прочитать и запомнить главу о дикорастущих растениях могут почти все, то быстро пробежать километр под силу далеко не каждому.

Несколько лет назад поднимался вопрос, что нужно отменить оценки по физкультуре, труду, ИЗО и музыке. Пока же дети продолжают получать тройки за свои рисунки. В этих реалиях необходимо снимать важность оценки и прививать навык объективного оценивания.

Ребёнку нужно понять, что урок может быть интересен вне зависимости от того, как тебя оценивают. Концентрируясь только на получении оценки, он привыкает соответствовать не самому себе, а учебнику, учителю или взрослым. Следуя таким путём, он постепенно теряет умение взаимодействовать с миром, выбирать, брать ответственность за свои действия и поступки.

Гораздо важнее научить ребёнка ставить перед собой цели и уметь их добиваться, уважая при этом окружающих и их труд. Постарайтесь убедить ребенка в том, умение видеть и признавать свои ошибки, прощать себя за них и дальше стремиться к цели — всё это намного важнее оценок.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...
Мы в соцсетях