Неорганизованный ребёнок или право на ошибочные дествия

Smart Mama
— Мой ребёнок готов к школе, — безапелляционно говорит мама, приводя голубоглазого мальчика-одуванчика ко мне на подготовительные курсы для будущих первоклассников. — Он считает в пределах 20, решает задачи, мы с ним уже начали писать письменные буквы, ему даже нравится.
— Но? – улыбаюсь я.
— Но он абсолютно неорганизованный и несамостоятельный! Старшему сыну 12, он тоже весь такой «рассеянный с улицы Бассейной». Переживать этот кошмар второй раз… Может быть, курсы по подготовке помогут?
  — Конечно, помогут, — продолжаю улыбаться. – Но можно я возьму вас в сообщники, и мы попробуем провести маленький эксперимент?
Мама кивает, она согласна на всё, лишь бы не переживать стресс от забытого сыном дома телефона, потери сменки раз в месяц, незаписанного домашнего задания и совместных слёз при выполнении «домашки».

У неорганизованности, как и у всего, есть своя причина. Выяснив её, вы сэкономите время, нервы и, главное, оперативно решите проблему. 
1.jpg
Причины неорганизованности

  1. СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью. У мальчиков это встречается в 4–9 раз чаще, чем у девочек. Сильнее всего оно проявляется в 6–12 лет. Исследование, которое провели российские учёные выявило СДВГ у 31,6% из 537 обследованных детей, в том числе у 42% мальчиков и 18,6% девочек. 31,6% процента — это почти треть любого класса общеобразовательной школы. СДВГ — это медицинский диагноз. Подробно об этом мы писали в статье «Сядь и послушай!».
  2. Психофизическая перегрузка организма. Внешняя неорганизованность, излишняя медлительность, рассеянность может быть следствием загруженности ребёнка различными занятиями, которые превышают его возможности. Мозг, образно говоря, защищает себя от «перегруза». «Да, мой ребёнок загружен», — пронесётся у вас в голове, — «но ему/ей всё нравится. Что делать?» Пауза! Возьмите паузу на 1–2 недели в разных кружках и посмотрите на реакцию ребёнка. Если он скучает, требует его отвести — замечательно. Значит, это действительно его дело. 
  3. Детские тревоги и страхи. Обратите внимание на сон ребёнка. Как он/она реагирует на громкие резкие звуки, как часто посещает туалет. Обратитесь к детскому психологу, пройдите диагностику.
  4. Отсутствие заинтересованности. К сожалению, часто причиной такого поведения ребёнка является сам родитель, который привык обо всём напоминать по десятку раз. Зачем что-то держать в голове, если мама всё равно напомнит? Конечно, ребёнок может быть от рождения не склонён к чёткой организации своей жизни. Однако, независимо от основополагающих причин, организационным навыкам можно обучить, но не посредством напоминаний.
Что делать или порядок во всем

  1. Чтобы помочь ребёнку научиться самому себя организовывать, необходимо установить для него четкий визуальный распорядок дня. Здесь пригодятся различные таймеры, to-do-листы и прочие дисциплинирующие приспособления. 
  2. Научите ребёнка определять время. Повесьте в комнату настенные часы с крупным циферблатом или подарите наручные часы со стрелками. Ребёнок научится определять время и видеть, как оно уходит. Прочитайте по ролям с ребёнком книгу «Сказка о потерянном времени» Е. Шварца или посмотрите одноимённый фильм. На детей эта красноречивая история производит неизгладимое впечатление. Слова: «Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет!» надолго врезаются в память не только детям.
  3. Не обойтись и без таких облегчающих жизнь «ритуалов» как обязательная подготовка одежды с вечера или сбор портфеля. Рюкзак, рабочий стол, спортивная сумка — личная зона ответственности ребёнка. Сначала вы наблюдаете и мягко направляете: «Посмотри внимательно – ничего не забыл?», «Что обычно берут на урок рисования?», «Давай вместе проверим!».
  4. Комната — личное пространство. Если у него есть своя комната, он в состоянии не просто поддерживать в порядке своё рабочее место, но и пропылесосить, вытереть пыль, полить цветы и о, ужас! — вымыть пол. Первые разы вы делаете уборку вместе: учите выжимать тряпку, вставлять вилку в розетку, чтобы пропылесосить и прочее. Обязательно хвалите ребёнка (вытираете огромные лужи воды на полу за ним и говорите, что между сыро и чисто есть разница и терпеливо в 25 - й раз показываете как надо), а потом опять хвалите! Звоните бабушке, рассказываете папе, кода он приходит с работы, как здоров, что у вас такой классный помощник!
  5. Привлекайте ребёнка к занятиям, которые способствуют развитию организационных навыков. Например, покупки по списку (который вы можете составить совместно, а параллельно с этим вспомнить большинство словарных слов из школьной программы), приготовление пищи по рецепту. 
  6. Планирование. Покажите, как пользоваться календарём, попросите отметить в календаре неделю каникул и вписать маленькими буквами, чем он хочется заняться в выходные. 
  7. Право на дискомфорт. Дайте ребёнку возможность почувствовать дискомфорт от его забывчивости. Неудачи надо уметь переживать! Не приносите забытые учебники или тетради в школу, не узнавайте за него домашние задания, не пишите записки с просьбой не ругать за опоздания. 
  8. Дайте ребёнку возможность понять самому, что для него важно. Это станет первым побуждением к осознанному принятию решений. 
История про футболиста и фортепиано
2.jpg
Мальчик с 6 лет посещал музыкальную школу по классу фортепиано, спустя несколько лет был зачислен в школу при консерватории, но потом вдруг решил стать известным футболистом и зарабатывать много денег. А футбол и музыка, по его мнению, были категорически несовместимы. Папа с мамой поддержали ребёнка в его решении, но фортепиано продавать не стали, хотя сын настаивал. Спустя год мальчик вернулся к занятиям музыкой, правда, уже в обычную музыкальную школу. Оказалась, что уже через 3 месяца он пожалел, о своём решении, но, ему было стыдно в этом признаться. А там, где заканчивается терпение, начинается выносливость. 
Через полгода, когда терпение переросло в выносливость, оказалось, что он просто любит быстро бегать. Во время бега он «чувствует себя свободным». А командные виды спорта — вообще не его. Но к тому времени, у него появились в команде 2 друга, с которыми нравилось гулять, болтать и просто чудить после тренировок. В конце учебного года друзья уехали в спортивный лагерь, а он сел за рояль. К концу школы у него был 1-й юношеский разряд по бегу. А вечерами он тайком от родителей подрабатывал, играя на рояле в джазкафе. Сейчас этому мальчику 35, он инженер, работает в офисе. С сыном каждое воскресенье гоняет в футбол. А дома у них музыкальный театр, в котором играют дети двух его друзей детства.

А что в итоге? 

Со временем течением все дети учатся различать важные и неважные вещи. Просто сначала их приоритеты отличаются от приоритетов взрослых. Наша главная задача — создать условия для личной самоорганизации ребёнка. А еще: идти с ним рядом, делая вместе, а не за него; верить и давать обратную связь. Вы удивитесь, как быстро ваш ребенок способен учиться, запоминать и организовывать свою жизнь.  

 
  • Комментарии
Загрузка комментариев...
Мы в соцсетях