Что такое лень и как с ней бороться

Smart Mama
Когда Smart Mamas Сlub попросил меня написать о феномене детской лени, я задумалась, а чем она, собственно, отличается от взрослой? Начнём с... конца.

Следствие

Лень всё-таки литературное понятие. Слово происходит от латинского lēnis: «мягкий, нежный, кроткий». В науке же используется термин «прокрастинация». Термин появился ещё в Древнем Риме и обозначал способность и даже талант не принимать поспешных решений. Сегодня прокрастинация видится пороком, а не достоинством. Современное определение прокрастинации сформулировано профессором Джозефом Феррари и звучит так: «Прокрастинация — это привычка откладывать дела, безусловно осознаваемые как важные, постепенно становящаяся невротическим шаблоном поведения и вызывающая у прокрастинатора стойкое расстройство или чувство вины.»
Осознанность – важнейший признак прокрастинации. Прокрастинатор не просто не справляется с работой или не рассчитывает свои силы и время, а занимается ерундой до последнего момента, осознавая, что нужно работать. Знакомо, правда? 

Как всё устроено. Физиологический механизм лени

Почему лень во взрослом возрасте становится «невротическим шаблоном», а не движущей силой как в сказке «По щучьему веленью»? Согласно выводам Пирса Стила, ученого, автора книг «Формула прокрастинации», явление объясняется особенностью работы нашего мозга.
Так, лимбическая система, отвечающая за кратковременные удовольствия, способна рождать сильные стимулы. Например, желание что-либо перекусить, даже если ты не голоден. Еда —  это ещё и удовольствие. Или желание проверить почту, найти интересную статью в новой рассылке. Занимательная информация — тоже удовольствие.
Лимбическая система генерирует быстрые требования, краткосрочные удовольствия и обеспечивает состояние маленького сиюминутного счастья.
Более осознанные желания с выстраиванием перспектив и осознанием результатов возникают в префронтальных зонах коры головного мозга. Но, по разным причинам, эти зоны «устают». Чем сильнее измотана кора, тем хуже она сопротивляется соблазнам, предлагаемым лимбической системой. Поэтому даже во взрослом возрасте вместо того, чтобы начать делать важное дело, мы хотим сначала выпить десять чашек кофе, позвонить, срочно убрать квартиру. 
Привычка откладывать дела на потом со временем перетекает в проблему отложенной на завтра жизни. 

Психологические причины детской лени

1. Мама всегда права!
Этот поведенческий стереотип, заложенный в детстве — один из главных факторов укоренения прокрастинации во взрослой жизни. Ученые под руководством Джозефа Феррари установили, что большинство его пациентов росли в семьях с авторитарным типом воспитания. Это определяет несамостоятельность и попустительское отношение к себе во взрослом возрасте.

2. Особенности темперамента.
Например, дети-холерики могут испытывать сложности и лениться выполнять задания, требующие длительной сосредоточенности, а ребёнок-интроверт не проявит особого желания выполнять задачи, требующие общения и активности.

3. Страх неудачи.
Ребёнок, который постоянно слышит критику своих действий, вскоре делает вывод, что лучше вообще ничего не делать, поскольку всё равно ничего не получится.

4. Усталость.
Желание ничегонеделания вообще — первый признак физического и психоэмоционального переутомления.
 
5. Отсутствие единомышленников.
Элементарное чувство одиночества, проблемы при общении со сверстниками, недопонимание с учителем или тренером могут стать причиной детской лени.

6. Завышенные требования.
Вместо того, чтобы перенапрягаться, психика ребёнка переходит в «режим сохранения энергии». Внешне это проявляется в «не хочу, не буду», «оставьте меня в покое». Это слова-маяки! Не делайте ребёнка заложником взрослых амбиций. Убеждать, что навыки фехтования пригодятся ему в будущем бесполезно. Пересмотрите свои ожидания, оцените уровень загруженности ребёнка. 

7. Всему своё время или незрелость нервной системы.
Исследователи доказывают, что до совершеннолетия мозг ребенка ещё не достаточно развит в лобных долях, которые отвечают за планирование и оценку событий. Таким образом, лень может быть просто результатом неспособности спланировать свои действия и оценить результаты бездействия.

Как поступать разумно, если ребенок ленится?

1. Дайте самостоятельность.
Если ребёнок по своему желанию или по чьей-либо просьбе взялся за дело, пусть сделает все сам. Может быть медленно и неуклюже, но доведёт дело до конца. И самое главное, не переделывайте или не доделывайте после него. 
2. Успех.
Будьте внимательны к деятельности и реакциям ребёнка. Наблюдайте, что ему нравится. Включайте ребёнка в такую деятельность, где он может добиться успеха, и не требовать выполнения пока еще трудного для него или неопределенного задания.
3. Круг достижений.
Постепенно расширяйте круг достижений ребёнка, поощряя и поддерживая его в трудные моменты и одновременно обучая необходимым «правилам игры» (естественным ограничениям и запретам, которые ребенку понятны).
4. Принятие ответственности за совершённый выбор.
Позвольте ребёнку принимать самостоятельные решения и отвечать за себя, стимулируя возникновение у него естественного чувства ответственности и внутренней дисциплины.
5. Сопереживание и сопричастность. 
Подскажите ребёнку, когда он может помочь кому-либо, защитить более слабого, поделиться игрушками, сладостями, чтобы он получал опыт самоутверждения в роли дающего. Умение отдавать — признак позитивной силы.
6. Самоценность не значит самоуверенность.
Поддерживайте в ребёнке чувство самоценности и уверенности в себе всегда, даже в ситуациях критики или запрещения его нежелательных действий (Да, ты поступил неправильно! Разберёмся почему? Я знаю, что ты можешь всё исправить, потому что ты добрый, честный).
7. Родитель - лучший друг, самый надёжный товарищ.
В любой ситуации оставайтесь прежде всего любящими родителями, в чутком отношении которых главный источник душевных сил ребёнка, его успешного психического развития.

А что в итоге? 

Лучшее, что могут дать родители своим детям — это не бороться с ленью, а дать возможность с раннего детства поверить в свои силы и постоянно расширять область своей реальной, практической самостоятельности. Подтверждая тем самым, что дети действительно могут «строить» свою жизнь, а не влачить в ней пассивное существование. Человек как личность формируется в основном уже к 5-6-ти годам. А в отношении развития некоторых способностей, как говорит Масури Ибука «после трёх уже поздно». Главное, чтобы у человека было заложено творческое отношение к жизни и уверенность в своих силах. А фундамент такого позитивного, созидательного отношения к себе закладывается в раннем детстве. 

В статье упоминались: 

[1] Фасмер Макс . Этимологический словарь русского языка. Источник: https://gufo.me/dict/vasmer
[2] См. Ferrari J.R., Johnson J.L., McCown W.G. Procrastination and task avoidance: Theory, research, and treatme nt. New York: Plenum, 1995.
[3] Масару Ибука — создатель известной фирмы «Sony» , который в силу личных обстоятельств посвятил много времени и сил изучению и практическому преодолению проблем патологии раннего развития.
Автор книги «После трёх уже поздно» - Kindergarten is Too Late, -2018.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...
Мы в соцсетях