Нарушения сна у детей от 3 лет. Как справиться

Smart Health

Всё больше детей дошкольного и школьного возраста сталкиваются с проблемами сна. Последствиями этого становятся: синдром гиперактивности с дефицитом внимания, нарушения в поведении и снижение способности к обучению. Как с этим справиться рассказывает сертифицированный специалист по проектным методикам исследования личности Ольга Гетьман.

Именно из-за серьёзных последствий сейчас так пристально изучается влияние сна на здоровье ребенка, формирование его познавательных способностей и развитие мозга.

Сон: его роль и функции

Вопрос о назначении сна до сих пор полностью не решен. Однако большинство ученых сходятся на двух важнейших функциях. Первая — анаболическая функция сна (накопление), приносящая чувство физического отдыха, позволяющая накопить энергию и восстановить способность воспринимать новую информацию. Вторая — функция психической защиты, тесно связанная с бессознательными процессами, активно функционирующими во сне.

Экспериментальные исследования показали, что подавление быстрой фазы сна в раннем возрасте впоследствии сказывается на проблемах поведения (склонность к агрессии), вызывает стойкие расстройства сна, приводит к снижению массы мозга и увеличивает скорость отмирания нейронов.

Продолжительность сна

В норме новорожденный ребенок бодрствует в сутки не более 2–3 часов. До 3 месяцев ребенок должен спать 10 часов ночью и четыре раза днем по 1,5 часа. После 3 месяцев ребёнок может спать 3 раза днем с сохранением 10-часового ночного сна.

С 10 месяцев до 2 лет ребенок должен спать два раза днем по 2 часа и с 3 лет один раз днем в течение 2–3 часов. С 5 лет ребенок должен спать не меньше 12 часов в сутки с обязательным дневным отдыхом в течение 1,5 часов. Сон в возрасте 7 лет должен быть 12 часов, без дневного сна, 10 лет — 11 часов, 12 лет — 10,5 часов, 13 лет — 10 часов, для детей 14–15 лет — 9,5 часов.

Ночные кошмары и страхи

Периодические ночные страхи считаются нормой развития для детей от 3-7 лет. Это говорит о том, что ребёнок растёт и проходит новые этапы психического развития. Такие тревожные пробуждения со слезами и криком обусловлены спецификой работы развивающегося мозга и психики. У мальчиков ночные страхи наблюдаются чаще, чему девочек из-за различного строения мужского и женского головного мозга. Примерно к двенадцати годам жизни такие приступы у мальчиков и девочек прекращаются.

Кончено, не все кошмары безобидны. Есть те, которые сигнализируют о нездоровье ребенка. Прежде всего, нужно выяснить и устранить причину ночного беспокойства.

Причины бывают:

  • физиологические: болезнь или боль, переедание или недоедание, недостаточная игровая активность днем или наоборот перевозбуждение активными играми;
  • психологические: впечатлительность как черта характера ребёнка, стрессы, нервные перегрузки, нехватка родительского/материнского внимания, переживания за беременную маму;
  • внешне-обусловленные: частое восприятие негативной информации из СМИ, интернета, других источников; шум или слишком яркий свет вблизи спящего ребенка; неверное местоположение детской кровати.

Если все эти причины устранены, но ребёнок всё равно:

  • просыпается от кошмаров чаще одного раза в неделю;
  • ночные кошмары, приступы страха и паники усиливаются со временем;
  • приступ страха длится более 45 минут;
  • ребёнок ходит во сне (и тем самым подвергает себя дополнительной опасности);
  • ночные страхи продолжают волновать ребёнка и днём, влияя на его активность;
  • ребёнок мочится от страха, у него наблюдается повышенное слюноотделение, приступы удушья, нервные тики с закатыванием глаз, подергивания головой и плечами, потеря сознания или иные тревожные сигналы.
В этих случаях необходимо обратиться за медицинской помощью к педиатру, невропатологу или другим профильным специалистам. 

Правила спокойного и глубокого сна

Соблюдаем распорядок. Укладывайте ребёнка в одно и то же время. Режим должен соблюдаться каждый день, вне зависимости от того, будни это или выходные.

Выключаем гаджеты за час до сна. Вечерние часы самые ценные в жизни ребёнка любого возраста. За 1 час до сна отключите телевизоры, компьютеры, гаджеты, сверните незаконченное домашнее задание (лучше встать пораньше и доделать его утром).  За час до сна дайте возможность телу и психике ребёнка синхронизироваться. В этот период можете заниматься чем угодно, пусть каждый выберет своё дело.

Выделяем время для разговоров. В это время уходит эмоциональное, физическое и интеллектуальное напряжение. Оставшись наедине с самим собой, ребёнок вспоминает события дня и свои переживания. Возможно, он захочет поделиться ими с вами. Такой разговор или молчание очень важны. Нужно прожить и обдумать эти эмоции вечером, не забирая с собой в сон.

Читаем пред сном. Книга обладает волшебным действием: внимание переключается, тепло переходит в расслабленный режим. Ребёнок чувствует себя в безопасности, особенно если рядом любимый родитель, которого он не видел весь день и соскучился. В действие вступает очень важный процесс визуального запоминания текста.

Наверное, вы слышали фразы родителей о том, что у их детей врождённая грамотность. Это миф, потому что природной грамотности не существует. Есть хороший фонематический слух. Он развивается, когда родители или бабушки с дедушками часто читают и разговаривают с ребёнком. Очень хорошо, когда ваш малыш забирает в сон добрый, грамотно написанный текст, а не эмоции, стресс, интеллектуальный или физический перегруз.

Проведя вечер осознанно, ребёнок будет отдыхать во сне, а не переживать ушедший день. Утром он встанет с новыми силами и желанием делать и узнать что-то новое.

Правильная атмосфера. Детское спальное место должно находиться подальше от окна и радиаторов отопления. Окно — источник света, который может будить ребёнка раньше времени, сквозняки опасны простудами. Комфортной для сна считается температура 18–21°С, поэтому не забывайте проветривать комнату перед сном.


Источники:

·        Сергеев Д.В., Намазова Л.С., Кожевникова О.В, Аршба С.К. Нарушения сна у детей // Педиатрическая фармакология. – 2008. – № 5 (5). – С. 69-73.

·        Сударева Т.В.  Нарушения сна у детей дошкольного возраста: автореф. дис. канд. мед. наук. – Москва, РНИМУ, 2011. – 27 с.

·        Gozal D. Sleep-disordered breathing and school performance in children // Pediatrics. – 1998. – V. 102. – P. 616-620.

·        Iglowstein I., Jenni O., Molinari L., Largo R. Sleep duration from infancy to adolescence: Reference values and generational trends // Pediatrics. – 2003. – V.111, N 2. – P. 302-307.

·        Lam P., Hiscock H., Wake M. Outcomes of Infant Sleep Problems: A Longitudinal Study of Sleep, Behavior, and Maternal Weil-Being // Pediatrics. – 2003. – V. 111. – P. 203-207.

·        Littner M.R., Kushida C., Wise M., Davila D.G., Morgenthaler T., Lee-Chiong T. Practice parameters for clinical use of the multiple sleep latency test and the maintenance of wakefulness test // Sleep. – 2005. – V. 28. – P. 113-121.









  • Комментарии
Загрузка комментариев...
Мы в соцсетях